Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Емельяненко С.В.

О допуске лиц, имевших судимость, к педагогической и иной деятельности с участием несовершеннолетних

Согласно п.2.1. статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ).

В связи с этим, Постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 2015г. №796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Правила устанавливают порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против: жизни и здоровья; свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы); семьи и несовершеннолетних; здоровья населения и общественной нравственности; основ конституционного строя и безопасности государства; общественной безопасности, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее соответственно – деятельность с участием несовершеннолетних, решение).

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования о порядке принятия комиссией решения размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" полное наименование комиссии, ее местонахождение, место приема заявления о выдаче решения (далее – заявление) (с указанием почтового адреса, схемы проезда общественным транспортом, конкретного места (помещения) подачи заявлений), время приема заявлений, номера телефонов для получения информации по вопросам принятия комиссией решения; перечень категорий лиц, в отношении которых комиссия имеет право принимать решение; перечень документов, необходимых для принятия решения; порядок принятия комиссией решения; форму решения утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796; порядок обжалования решений, а также действий (бездействия) комиссии; законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок принятия решения.

Лицо, относящееся к категории вышеуказанных лиц, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее – заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.

В заявлении указываются: наименование комиссии, в которую подается заявление; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место жительства (с указанием сведений о регистрации по месту жительства, а в случае ее отсутствия – о месте жительства, где заявитель постоянно или преимущественно проживает), а также фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и его место жительства, если заявление подается представителем; сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя, а также о таком документе представителя заявителя, если заявление подается представителем; намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых заявитель подает заявление (сведения о фактах привлечения к уголовной ответственности и (или) уголовному преследованию (в каком году (годах), по какой статье (статьям), сроках снятия (погашения) судимости (судимостей), сроках и основаниях прекращения уголовного преследования; сведения о ранее поданных заявлениях; сведения о наличии (отсутствии) приговора (приговоров) суда (судов) и (или) постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; адрес, по которому необходимо направить решение (в случае, если заявитель не желает его получать в комиссии); согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему; перечень прилагаемых к заявлению документов и материалов, в том числе характеризующих заявителя.

К заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя); копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании; справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются заявителем или его представителем в комиссию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются в комиссию представителем заявителя, то помимо указанных документов и материалов к заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя.

Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию.

Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях: невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных пунктами 5-7 Правил; поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в Правилах.

Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме.

Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.

Отказ в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 9 Правил, не препятствует повторному обращению с заявлением, если заявителем будет устранено допущенное нарушение.

Председатель комиссии (заместитель председателя комиссии) в случае необходимости проверки достоверности сведений, документов и материалов, указанных в пунктах 5 и 6 Правил, вправе продлить срок принятия решения не более чем на 30 календарных дней, уведомив об этом заявителя в письменной форме.

Комиссия вправе проверять достоверность сведений, документов и материалов, предоставляемых заявителем в соответствии с пунктами 5-7 Правил, путем направления соответствующих запросов или приглашать на заседания комиссии соответствующих лиц, в том числе представителей государственных (муниципальных) органов, учреждений и организаций, правоохранительных органов, органов федеральной службы исполнения наказаний регионального уровня, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, представителей работодателей, общественных объединений, а также граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.

Неявка указанных лиц на заседание комиссии не является препятствием для рассмотрения заявления. Дата, время и место проведения заседания комиссии определяется председателем комиссии. О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

Перед началом заседания комиссия устанавливает личность заявителя и иных лиц, явившихся на заседание комиссии, проверяет полномочия представителя заявителя. Заявитель вправе не присутствовать на заседании комиссии при условии уведомления об этом комиссии до начала заседания в письменной форме. Неявка заявителя на заседание комиссии без соответствующего уведомления не является препятствием для рассмотрения его заявления. Дата рассмотрения заявления может быть перенесена на основании письменного обращения заявителя с указанием причин (состояние здоровья, отпуск, командировка и другие причины, признанные комиссией уважительными). В случае если перенесена дата рассмотрения заявления, течение срока, указанного в пункте 10 настоящих Правил, приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней. В случае если от заявителя поступило письменное обращение об оставлении заявления без рассмотрения, заявление не рассматривается. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

При принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних: вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя; срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости; форма вины; вид наказания; факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания; возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю); отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений; отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей; обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.

Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса.

Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений: о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних; о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. О принятом решении объявляется заявителю на том же заседании комиссии. Оформляется протокол заседания комиссии, на котором рассматривалось заявление. Протокол подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 в 2 экземплярах, которые подписываются в установленном порядке председателем комиссии и заверяются печатью комиссии. При этом 1-й экземпляр решения выдается заявителю, 2-й экземпляр решения остается в комиссии.

Решение регистрируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в суд.

Информация о решении (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения заявителя, номер и дата решения, содержание решения) размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае если решение признано судом недействительным, информация об этом также размещается на указанном официальном сайте. Решение вступает в силу со дня его вручения (получения) заявителю.

Комиссия вправе принять заявление от лица, в отношении которого ранее принималось решение о недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних, после устранения причин, явившихся основанием для отказа.

Помощник прокурора                                                                                    С.И. Тарасова

Новое в законодательстве

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.04.2016 N 164 внесены изменения в некоторые постановления Коллегии Администрации Кемеровской области.

В перечень государственных функций исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, которые предусматривают взаимодействие с физическими и юридическими лицами, в том числе функций по осуществлению государственного контроля (надзора), утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 N 685, включена функция осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий Кемеровской области, исполняемая департаментом образования и науки Кемеровской области.

Внесены изменения в положение о департаменте образования и науки Кемеровской области, утвержденное постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2007 N 12.

В задачи департамента включено содействие в организации и осуществлении мероприятий комплексной безопасности и мобилизационной подготовки в сфере образования.

Дополнен раздел о функциях департамента. Департамент определяет нормативные затраты на оказание государственных услуг, выполнение работ, осуществление которых предусмотрено ведомственным перечнем государственных услуг, работ; формирует и ведет ведомственный перечень государственных услуг и работ; осуществляет ведомственный контроль за соблюдением действующего законодательства о закупке товаров, работ и услуг в подведомственных организациях; обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования Кемеровской области.

Департаменту поручено организация, предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Департамент в силу своих полномочий формирует аттестационные комиссии для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников государственных организаций Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность; создает государственные экзаменационные комиссии, предметные и конфликтные комиссии для проведения на территории Кемеровской области государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в пунктах проведения экзаменов; устанавливает форму и порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся, изучавших родной язык и родную литературу; разрабатывает экзаменационные материалы для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по родному языку и родной литературе, а также обеспечивает пункты проведения экзаменов необходимым комплектом экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по родному языку и родной литературе, в том числе экзаменационными материалами на родном языке.

В функции департамента включено осуществление аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Кемеровской области в порядке, устанавливаемом действующими нормативными правовыми актами; при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Кемеровской области обеспечение информационной безопасности при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, в том числе определение мест хранения экзаменационных материалов, лиц, имеющих к ним доступ, принятие мер по защите контрольных измерительных материалов от разглашения содержащейся в них информации.

В сфере информирования департамент организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и внесение сведений в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; организует информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или специализированных сайтах; обеспечивает ознакомление обучающихся и выпускников прошлых лет с результатами экзаменов по всем учебным предметам в сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами; организует издание учебно-методических материалов, пособий и изготовление технических средств обучения.

Департамент обеспечивает подготовку и отбор специалистов, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; определяет места регистрации на сдачу единого государственного экзамена, места расположения пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ) при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по согласованию с государственной экзаменационной комиссией и распределение между ними обучающихся и выпускников прошлых лет, руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, выпускников прошлых лет - детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении; обеспечивает обработку и проверку экзаменационных работ при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; определяет минимальное количество баллов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и обеспечивает перевод суммы первичных баллов за экзаменационные работы основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена в пятибалльную систему оценивания.

В сфере развития науки и образования департамент проводит анализ, прогнозирование и координацию приоритетных научно-исследовательских и проектных работ, финансируемых за счет средств областного бюджета, в образовательных организациях высшего образования; организует подготовку и повышение квалификации работников органов государственной власти Кемеровской области, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей государственных образовательных организаций Кемеровской области и муниципальных образовательных организаций; организует предоставление на конкурсной основе высшего образования в государственных образовательных организациях высшего образования Кемеровской области; создает учебно-методические объединения в системе образования и утверждает положения о них.

В пределах своей компетенции департамент в приоритетном порядке осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, а также в пределах своей компетенции осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.

Департамент устанавливает нормативы для формирования стипендиального фонда для обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований; создает условия для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Кемеровской области, и утверждает положение о нем; создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Кемеровской области

Помощник прокурора                                                                                  С.И. Тарасова

Законодательство Российской Федерации в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне.

Согласно Конституции и нормам международного права, в соответствии с Федеральным законом ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в России компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Профилактика преступлений несовершеннолетних в Российской Федерации осуществляется следующими организациями:

- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- органами по управлению социальной защитой населения;

- федеральным органом государственной власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетами, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;

- органами опеки и попечительства;

- учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);

- ОВД;

- органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;

- органами по делам молодежи;

- органами управления здравоохранением;

- службами занятости.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности (беспризорности) детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности (беспризорности). Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности (беспризорности) детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию.

Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Помощник прокурора                                                                              С.И. Тарасова

Запрет пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ

Согласно статье 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.

Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

Распространение образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.

Согласно статье 6.13 КоАП РФ пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

В случаях установления фактов повторного нарушения юридическим лицом вышеуказанных норм, деятельность указанного юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда.

Помощник прокурора                                                                        С.И. Тарасова

Воспитание несовершеннолетнего – обязанность, за неисполнение которой установлена ответственность

Под воспитанием понимается процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Родители, усыновители, опекуны и попечители, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иные уполномоченные организации (далее – родители и иные законные представители) обязаны не только воспитывать несовершеннолетних, но и защищать их права и законные интересы, а также заботиться об их содержании. Такие обязанности закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Так, статья 38 Конституции РФ устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В статье 65 Семейного кодекса РФ закреплены принципы осуществления родительских прав: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Аналогичные обязанности законных представителей несовершеннолетних установлены в соответствующих нормативно-правовых актах, например, в Гражданском и Семейном кодексах РФ, Федеральном законе от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Родители и иные законные представители несовершеннолетних, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за совершение следующих административных правонарушений:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;

2) нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. Также ответственность предусмотрена за повторное допущение указанного правонарушения.

Совершение деяний, запрещенных ст. 5.35 КоАП РФ, может повлечь за собой предупреждение, административный штраф либо административный арест.

В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, будет соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, такое деяние повлечет за собой привлечение к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса РФ.

Исходя из судебной практики (в том числе абз. 4 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей») под жестоким обращением с детьми следует понимать не только физическое или психическое насилие над ними либо покушение на их половую неприкосновенность, но также применение недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация детей).

Санкция указанной статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

В случае причинения ребенку побоев, вреда здоровью, совершения истязаний и иных противоправных действий, деяние будет квалифицировано также по соответствующей статье УК РФ.

Помимо административной и уголовной ответственности российское законодательство предусматривает еще одну меру воздействия на недобросовестных родителей – лишение родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ.

Общественная опасность указанных деяний – в том, что они посягают на нормальное развитие несовершеннолетнего и его воспитание, а в ряде случаев и на здоровье ребенка. Каждому родителю, педагогу, воспитателю, опекуну или попечителю, сотруднику специализированных организаций и иным лицам, работающим с детьми, следует помнить о том, что от их поведения и отношения к детям будет зависеть психическое, физиологическое и моральное развитие детей.

 Помощник прокурора                                                                       С.И. Тарасова

Войти на сайт

шаблоны детских сайтов.