Страничка учителя
Полезные ссылки
Лекция дляродителей, обучающихся и коллективов образовательных организаций «Разъяснения административного законодательства в отношении несовершеннолетних»
Проблема административной ответственности за совершение правонарушений в целом и административной ответственности несовершеннолетних в частности является на сегодняшний день в России острой и достаточно актуальной.
Административная ответственность несовершеннолетних составляет особый вид юридической ответственности, ей свойственны все признаки последней.
При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних может быть выделено различное количество ее специфических особенностей.
Особенности административной ответственности несовершеннолетних:
а) цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, в значительной степени обусловливают меньший объем и степень лишения или ограничения прав и свобод несовершеннолетних лиц по сравнению со взрослыми правонарушителями;
б) к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей, например, к несовершеннолетним не применяется административный арест;
в) административная ответственность несовершеннолетних налагается за правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 2, 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 6.8 КоАП РФ и другие, которые являются общественно опасными;
г) за совершение административных правонарушений к ответственности наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители (ст. 20.20 КоАП РФ).
В то же время за некоторые проступки несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности.
Следовательно, можно говорить о том, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
В том случае, когда во время совершения административного правонарушения вред причинен несовершеннолетним, который достиг шестнадцатилетнего возраста и имеет самостоятельные доходы, судья имеет право принять решение о самостоятельном возмещении несовершеннолетним причиненного вреда или обязать своим трудом устранить этот ущерб.
Административная ответственность несовершеннолетних и ответственность их родителей - это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.
Известно, что за совершение подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, предусмотрена административная ответственность родителей. Сами несовершеннолетние подвергаются иным мерам правового принуждения. Следовательно, указанные правонарушения подростков являются одновременно и составной частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.
Также следует заметить, что существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, КоАП РФ не предусматривает особых видов административных наказаний, применяемых только лишь к несовершеннолетним. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (или имущества). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел.
Особенность применения мер государственного принуждения к несовершеннолетним за совершение административных правонарушений состоит в том, что по общему правилу лицо подлежит административной ответственности лишь по достижении 16-летнего возраста, однако к лицам, не достигшим 16 лет, могут применяться меры воспитательного характера. В то же время нельзя рассматривать данные меры как меры административной ответственности, так как КоАП РФ четко указывает, что возможность привлечения лица к административной ответственности наступает с 16 лет.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия воспитательного характера: вынесение предупреждения; объявление выговора или строгого выговора; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение; помещение несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище); установление обязанности для несовершеннолетнего принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.
Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность взрослых правонарушителей, имеют морально-воспитательные цели, поэтому перевоспитание и исправление правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности.
К основным нормативным актам, регулирующим административную ответственность несовершеннолетних, относятся не только КоАП РФ, но и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» и ряд других нормативных актов, включая положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне, которые также являются субъектами административной юрисдикции.
Во исполнение приказа Генерального прокурора от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», приказа прокурора Кемеровской области от 20.02.2012 № 6 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокуратурой района на постоянной основе проводятся проверка административных дел в отношении несовершеннолетних и их родителей в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ижморского муниципального района.
При проведении проверки прокуратурой района в 2013 году административных дел в отношении несовершеннолетних и их родителей выявлены нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допускаемых комиссией при привлечении несовершеннолетних к административной ответственности.
Так, постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Ижморского района в 2013 году несовершеннолетний привлечен к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, в размере 500 рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ состоит в том, что лицо появляется в общественном месте не просто в состоянии алкогольного опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (грубые выкрики, непристойная жестикуляция, неопрятный вид, мокрая, грязная, расстегнутая одежда, вызывающая брезгливость и отвращение, утрата чувства стыда и т.д.).
Несовершеннолетний ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении административного дела комиссией не отрицал факта нахождения его в состоянии алкогольного опьянения.
Из показаний свидетеля, также следует, что несовершеннолетний находился в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, обстоятельства совершения несовершеннолетним административного правонарушения, а именно – объективная сторона совершенного административного правонарушения, при рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Идморского района не установлены.
Ввиду отсутствия в действиях несовершеннолетнего состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, постановление опротестовано прокурором Ижморского района в суд. По результатам рассмотрения протеста в суде, Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ижморского муниципального района о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменено.
Помощник прокурора Ижморского района
юрист 3 класса А.В. Лось