Страничка учителя
Полезные ссылки
Законодательство Российской Федерации в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних
В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне.
Согласно Конституции и нормам международного права, в соответствии с Федеральным законом ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в России компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.
При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.
Профилактика преступлений несовершеннолетних в Российской Федерации осуществляется следующими организациями:
- комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органами по управлению социальной защитой населения;
- федеральным органом государственной власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетами, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;
- органами опеки и попечительства;
- учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);
- ОВД;
- органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;
- органами по делам молодежи;
- органами управления здравоохранением;
- службами занятости.
Общая профилактика преступлений и безнадзорности (беспризорности) детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности (беспризорности). Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.
Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности (беспризорности) детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию.
Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Помощник прокурора С.И. Тарасова
Воспитание несовершеннолетнего – обязанность, за неисполнение которой установлена ответственность
Под воспитанием понимается процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Родители, усыновители, опекуны и попечители, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иные уполномоченные организации (далее – родители и иные законные представители) обязаны не только воспитывать несовершеннолетних, но и защищать их права и законные интересы, а также заботиться об их содержании. Такие обязанности закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Так, статья 38 Конституции РФ устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В статье 65 Семейного кодекса РФ закреплены принципы осуществления родительских прав: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Аналогичные обязанности законных представителей несовершеннолетних установлены в соответствующих нормативно-правовых актах, например, в Гражданском и Семейном кодексах РФ, Федеральном законе от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Родители и иные законные представители несовершеннолетних, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за совершение следующих административных правонарушений:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;
2) нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. Также ответственность предусмотрена за повторное допущение указанного правонарушения.
Совершение деяний, запрещенных ст. 5.35 КоАП РФ, может повлечь за собой предупреждение, административный штраф либо административный арест.
В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, будет соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, такое деяние повлечет за собой привлечение к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса РФ.
Исходя из судебной практики (в том числе абз. 4 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей») под жестоким обращением с детьми следует понимать не только физическое или психическое насилие над ними либо покушение на их половую неприкосновенность, но также применение недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация детей).
Санкция указанной статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
В случае причинения ребенку побоев, вреда здоровью, совершения истязаний и иных противоправных действий, деяние будет квалифицировано также по соответствующей статье УК РФ.
Помимо административной и уголовной ответственности российское законодательство предусматривает еще одну меру воздействия на недобросовестных родителей – лишение родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ.
Общественная опасность указанных деяний – в том, что они посягают на нормальное развитие несовершеннолетнего и его воспитание, а в ряде случаев и на здоровье ребенка. Каждому родителю, педагогу, воспитателю, опекуну или попечителю, сотруднику специализированных организаций и иным лицам, работающим с детьми, следует помнить о том, что от их поведения и отношения к детям будет зависеть психическое, физиологическое и моральное развитие детей.
Помощник прокурора С.И. Тарасова
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования,
отчеты об исполнении таких предписаний
В настоящее время предписания отсутствуют.
1. Основная образовательная программа начального общего образования 2024-2025
2.Основная образовательная программа основного общего образования 2024-2025
3. Основная образовательная программа среднего общего образования 2024-2025
____________________________________________________________________________________
Приложение к ООП НОО: КОМПЛЕКТ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА РОССИИ»
Приложение к ООП НОО: КОМПЛЕКТ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Аннотация к ООП начального общего образования МБОУ «Ижморская СОШ №1»
- Аннотация к АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
- Аннотация к АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
2. Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция), 2022 г.
_________________________________________________________________________________
Внесены изменения в правила перевозки детей автобусами
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 № 652 в некоторые акты Правительства внесены изменения, направленные на совершенствование правил организованной группы детей автобусами.
В соответствии с новыми изменениями под организованной перевозкой группы детей понимается перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законные представители (или один представитель) являются назначенными со-провождающими или назначенным медицинским работником.
Корректируется перечень документов, наличие которых необходимо для осуществления организованной перевозки группы детей.
Ужесточаются требования к водителям автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей. Теперь к перевозке группы детей допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних 3-х календарных лет;
- не совершавшие административные правонарушения в области дорожно-го движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.
Руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, организации должны обеспечить подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение автомобилями Госавтоинспекции транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3-х автобусов.
Подача уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее 2 дней до дня начала перевозки. Порядок подачи таких уведомлений устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Предусматривается, что при организованной перевозке группы детей автобусами запрещено допускать в автобус или перевозить в нем лиц, не включенных в списки назначенных сопровождающих и список детей, кроме назначенного медицинского работника.
Старший помощник прокурора А.В. Лось