Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ЮИД

Вернуться

Кто должен покупать учебники?

В ранее действующем Законе Российской Федерации от 10.07.1992 «Об образовании» (далее – Закон) не содержалось нормы, которая прямо указывала бы на бесплатное предоставление обучающимся общеобразовательных учреждений учебников и иных учебных пособий.

В соответствии с пунктом 6.1. ст. 29 Закона финансирование расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

С 01.09.2013  вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012               № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

В отличие от ранее действовавшего закона статьей 35 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что обучающимся, осваивающим основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования) бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Как и прежде обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для реализации указанного права обучающихся, статьей 18 Федерального закона № 273-ФЗ  закреплено, что библиотечные фонды всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть укомплектованы печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Приказами Минобрнауки России от  06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в числе требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включено: обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы; доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Кроме того, библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации. Последняя несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции (п.2 части 3,часть 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

В июле 2014 года прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» проведена проверка соблюдения требований федерального и регионального законодательства в части обеспечения обучающихся учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, при реализации приоритетного национального проекта «Образование» и исполнении Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011 - 2015 годы».

Установлено, что, в нарушение ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 10 Закона Кемеровской области от 05.07.2013 № 86-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» (далее - Закон Кемеровской области № 86-ОЗ) в ряде образовательных организаций района учащиеся не в полном объеме обеспечены учебниками, входящими в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательном процессе для учащихся 1 - 11 классов, также имеются факты приобретения учебной литературы и пополнения библиотечного фонда за счет денежных средств родителей обучающихся.

Обеспеченность учащихся 1 - 11 классов образовательных организаций района бесплатными учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в 2013 - 2014 учебном году должна составлять 100%.

Однако не в полном объеме выполняется обязанность по обеспечению учащихся учебниками, входящими в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Установлено, что обеспеченность учебниками учащихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Святославская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Святославская СОШ»)   составляет 73 %,  количество необходимых экземпляров – 252; Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Красноярская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Красноярская СОШ») - обеспеченность учебниками составляет       71 %, количество необходимых экземпляров – 502; Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Берикульская основная общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Берикульская ООШ»)               - обеспеченность учебниками составляет 80 %, количество необходимых экземпляров – 100; Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ижморская основная общеобразовательная школа № 2» (далее -  МБОУ «Ижморская ООШ № 2») - обеспеченность учебниками составляет   83 %, количество необходимых экземпляров – 422.

По представленным данным о библиотечном фонде указанных школ обеспеченность бесплатными учебниками учащихся составляет менее 100%. В этой связи учащиеся школы не имеют 100% обеспеченности бесплатными учебниками, что нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки учащихся.

По состоянию на 01 июня 2014 года МКОУ «Святославская СОШ», МКОУ «Красноярская СОШ», МКОУ «Берикульская ООШ», МБОУ «Ижморская ООШ № 2» необходимой учебной литературой на 2013 - 2014 год не укомплектовано, родители учеников школ вынуждены приобретать необходимую учебную литературу за счет собственных средств, что нарушает права несовершеннолетних учащихся на общедоступное и бесплатное образование.

Для устранения, выявленных нарушений федерального и регионального законодательства в деятельности образовательных организаций района, прокуратурой района в адрес начальника Управления образования администрации Ижморского муниципального района внесено представление.

Помощник прокурора района                                              Лось А.В.                                                                                                            

Ассоциация предприятий текстильной и легкой промышленности Кемеровской области

 

В МБОУ "Ижморская СОШ №1" определена следующая школьная форма:

       - для девочек: серый жилет (с логотипом школы), светлая блузка, черная юбка, черные классические брюки;

       - для мальчиков: серый жилет (с логотипом школы), светлая рубашка, черные классические брюки.

 

В 2014-2015 учебном году жилеты с логотипом школы приобретались в ООО "Сибстиль", г.Ленинск-Кузнецкий, ул.Телефонная, 15, тел.8(384-56) 3-80-53.

Вернуться

Разъяснение законодательство об оказании благотворительной помощи образовательным организациям.

Практика прокурорского надзора показывает, что в нарушение требований действующего законодательства благотворительные пожертвования родителей учащихся образовательных учреждений зачастую фактически носят принудительный характер.

Вместе с тем, права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся определены в статье 44 Федерального закона от 29.12.2012     № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указанная норма обязанность родителей (законных представителей) учащихся финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений не содержит.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Также статье 4 указанного закона предусмотрено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Таким образом, граждане и юридические лица вправе оказывать образовательным учреждениям благотворительную помощь при условии ее добровольности и свободы выбора цели такой деятельности. Пожертвование наиболее часто является скрытой формой «поборов» с родителей (законных представителей) обучающихся. Следует иметь в виду, что родительские комитеты, попечительские советы, собрания и другие органы не вправе принимать решение о сборе с родителей пожертвований. Пожертвование является личным и добровольным делом каждого из родителей (законных представителей).

Средства, направляемые в качестве благотворительной помощи, должны перечисляться на расчётный счёт образовательного учреждения в том количестве, в котором определит для себя каждый родитель (законный представитель).

Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 43 Конституции Российской Федерации государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами отнесены к компетенции образовательной организации.

Таким образом, вносить ли денежные средства на нужды образовательного учреждения и в какой сумме, вправе решать самостоятельно каждый родитель (законный представитель) несовершеннолетнего.

В случае нарушения прав детей на бесплатное получение образования, в том числе посредством принуждения родителей к сдаче денежных средств, Вы имеете право обратиться в прокуратуру Ижморского района.

Помощник прокурора района                                                        Лось А.В.                                                                                                             

Войти на сайт

шаблоны детских сайтов.